Логические блоки Дьенеша

Руководитель кружка — Левашова Наталья Геннадьевна

Программа «Логические блоки Дьенеша» направлена на  математическое  и сенсорное развитие детей 3-4 лет.

Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность

Программа «Логические блоки Дьенеша» предоставляет каждому ребенку дошкольного возраста возможность развития логического мышления, творческих способностей.

1 5 4 3 2

Все_современные программы и технологии дошкольного воспитания выдвигают в качестве основной задачи — всестороннее развитие личности ребёнка, которое обеспечиваются  единством  умственного, нравственного, эстетического и физического воспитания. Задачи умственного воспитания понимаются  порой упрощённо, ограничиваясь стремлением «вложить « в дошкольника как больше знаний об окружающем. Но дело не в «многообразии». Гораздо важнее выработать у ребёнка общие способности  познавательной деятельности – умение анализировать, сравнивать, обобщать, а также позаботиться о том, чтобы у него сложилась потребность  получать новые знания, овладевать умением мыслить. Актуальность данной программы по математическому развитию дошколят заключается в обеспечении максимальной активности детей в преобладающем  самостоятельном процессе познания через насыщение образовательного процесса  проблемными ситуациями, творческими задачами, играми и  игровыми упражнениями, ситуациями поиска с элементами экспериментирования и практического исследования.

Содержание программы обеспечивает:

  • личностно — ориентированный подход во взаимодействии ребенка с взрослым;

  • развитие интеллектуально-речевых и общих способностей каждого ребенка;

  • формирование у ребенка комплекса личностных качеств (самостоятельности, инициативы умение слушать и слышать, принимать решение и выполнять его и т.д.);

  • мотивацию детей на достижение результата, успеха и приобретение новых знаний.

Цель и задачи программы

Цель программы:

Развитие у детей 3-4 лет математических представлений, познавательных процессов посредством развивающих игр с блоками Дьенеша.

Задачи программы:

  1. Развитие активности и самостоятельности познания, поощрение проявлений элементов творческой инициативы.

  2. Развитие умения выявлять и абстрагировать свойства предметов (цвет, форма, размер, толщина), сравнивать предметы по их свойствам, количеству (равенства и неравенства).

  3. Развитие мышления, памяти, внимания и речевых умений.

Отличительные особенности

Отличительной особенностью программы является ее комплексность. Программа направлена на развитие у детей познавательного интереса, логического мышления, желания и привычки думать, стремления узнать что-то новое. Научить общаться со сверстниками и взрослыми, включаться в игровую деятельность.

Ведущей деятельностью дошкольников является игровая деятельность. Поэтому занятия, по сути, являются системой   дидактических игр с блоками Дьенеша, в процессе которых дети исследуют проблемные ситуации, экспериментируют, делают «открытия» и т.д.  В ходе этих игр и осуществляется личностно-ориентированное взаимодействие взрослого с ребенком и детей между собой, их общение в парах, группах. Принципы, заложенные в основу этих игр-интерес-познание-творчество-становится максимально действенными, так как игра обращается непосредственно к ребёнку добры, самобытным, весёлым и грустным языком сказки ,интригой забавного персонажа  или приглашением к приключениям. В каждой игре ребёнок всегда добивается какого-то «предметного» результата. Постоянное и постепенное усложнение игр (« по спирали») позволяет поддерживать детскую деятельность  в зоне оптимальной трудности.  Принцип «минимакса» обеспечивает  возможность продвижения каждого ребёнка своим темпом.

Обязательным условием реализации программы является участие  в ней родителей воспитанников. Включение родителей в педагогический процесс прежде всего важно ребенку, который сможет проводить с ними больше времени, осознавать, что мама и папа интересуются его успехами, а в случае неудачи всегда придут ему на помощь.

Возраст детей, сроки реализации программы

Программа предназначена для детей старшей группы. Срок реализации программы 1 год. Учебная нагрузка соответствует гигиеническим требованиям  к ней детей дошкольного возраста и составляет — 15 минут.

Формы и режим занятий

Занятия   проводятся во второй половине дня, один раз в неделю. В середине занятия проходит физминутка. Распределение программного материала соответствует возрастным особенностям детей и реальным требованиям, предъявляемым к современному обучению. Количество занятий соответствует количеству, предусмотренному любой вариативной программой.

Приоритетной формой организации детей на занятиях является объединение их в малые группы 12-15 детей или индивидуальные занятия. Это позволяет удовлетворить стремление детей к общению, совместным действиям и эмоциональным переживаниям.

При организации занятий широко используются такие средства, как дидактические игры и упражнения, беседы, элементы театрализации, поэтическое слово, пальчиковая гимнастика, игры-путешествия, экспериментальная деятельность, конструирование.

Ожидаемые результаты и способы определения их результативности

  • Развитие познавательных процессов, логического мышления, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению;

  • Воспитание творческой личности, у которой в достаточной мере будут развиты способность к рациональной организации деятельности, к сотрудничеству.

  • Программа будет  востребована  детьми, родителями  и другими педагогами.