Логические блоки Дьенеша
Руководитель кружка — Левашова Наталья Геннадьевна
Программа «Логические блоки Дьенеша» направлена на математическое и сенсорное развитие детей 3-4 лет.
Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность
Программа «Логические блоки Дьенеша» предоставляет каждому ребенку дошкольного возраста возможность развития логического мышления, творческих способностей.

Все_современные программы и технологии дошкольного воспитания выдвигают в качестве основной задачи — всестороннее развитие личности ребёнка, которое обеспечиваются единством умственного, нравственного, эстетического и физического воспитания. Задачи умственного воспитания понимаются порой упрощённо, ограничиваясь стремлением «вложить « в дошкольника как больше знаний об окружающем. Но дело не в «многообразии». Гораздо важнее выработать у ребёнка общие способности познавательной деятельности – умение анализировать, сравнивать, обобщать, а также позаботиться о том, чтобы у него сложилась потребность получать новые знания, овладевать умением мыслить. Актуальность данной программы по математическому развитию дошколят заключается в обеспечении максимальной активности детей в преобладающем самостоятельном процессе познания через насыщение образовательного процесса проблемными ситуациями, творческими задачами, играми и игровыми упражнениями, ситуациями поиска с элементами экспериментирования и практического исследования.
Содержание программы обеспечивает:
-
личностно — ориентированный подход во взаимодействии ребенка с взрослым;
-
развитие интеллектуально-речевых и общих способностей каждого ребенка;
-
формирование у ребенка комплекса личностных качеств (самостоятельности, инициативы умение слушать и слышать, принимать решение и выполнять его и т.д.);
-
мотивацию детей на достижение результата, успеха и приобретение новых знаний.
Цель и задачи программы
Цель программы:
Развитие у детей 3-4 лет математических представлений, познавательных процессов посредством развивающих игр с блоками Дьенеша.
Задачи программы:
-
Развитие активности и самостоятельности познания, поощрение проявлений элементов творческой инициативы.
-
Развитие умения выявлять и абстрагировать свойства предметов (цвет, форма, размер, толщина), сравнивать предметы по их свойствам, количеству (равенства и неравенства).
-
Развитие мышления, памяти, внимания и речевых умений.
Отличительные особенности
Отличительной особенностью программы является ее комплексность. Программа направлена на развитие у детей познавательного интереса, логического мышления, желания и привычки думать, стремления узнать что-то новое. Научить общаться со сверстниками и взрослыми, включаться в игровую деятельность.
Ведущей деятельностью дошкольников является игровая деятельность. Поэтому занятия, по сути, являются системой дидактических игр с блоками Дьенеша, в процессе которых дети исследуют проблемные ситуации, экспериментируют, делают «открытия» и т.д. В ходе этих игр и осуществляется личностно-ориентированное взаимодействие взрослого с ребенком и детей между собой, их общение в парах, группах. Принципы, заложенные в основу этих игр-интерес-познание-творчество-становится максимально действенными, так как игра обращается непосредственно к ребёнку добры, самобытным, весёлым и грустным языком сказки ,интригой забавного персонажа или приглашением к приключениям. В каждой игре ребёнок всегда добивается какого-то «предметного» результата. Постоянное и постепенное усложнение игр (« по спирали») позволяет поддерживать детскую деятельность в зоне оптимальной трудности. Принцип «минимакса» обеспечивает возможность продвижения каждого ребёнка своим темпом.
Обязательным условием реализации программы является участие в ней родителей воспитанников. Включение родителей в педагогический процесс прежде всего важно ребенку, который сможет проводить с ними больше времени, осознавать, что мама и папа интересуются его успехами, а в случае неудачи всегда придут ему на помощь.
Возраст детей, сроки реализации программы
Программа предназначена для детей старшей группы. Срок реализации программы 1 год. Учебная нагрузка соответствует гигиеническим требованиям к ней детей дошкольного возраста и составляет — 15 минут.
Формы и режим занятий
Занятия проводятся во второй половине дня, один раз в неделю. В середине занятия проходит физминутка. Распределение программного материала соответствует возрастным особенностям детей и реальным требованиям, предъявляемым к современному обучению. Количество занятий соответствует количеству, предусмотренному любой вариативной программой.
Приоритетной формой организации детей на занятиях является объединение их в малые группы 12-15 детей или индивидуальные занятия. Это позволяет удовлетворить стремление детей к общению, совместным действиям и эмоциональным переживаниям.
При организации занятий широко используются такие средства, как дидактические игры и упражнения, беседы, элементы театрализации, поэтическое слово, пальчиковая гимнастика, игры-путешествия, экспериментальная деятельность, конструирование.
Ожидаемые результаты и способы определения их результативности
-
Развитие познавательных процессов, логического мышления, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению;
-
Воспитание творческой личности, у которой в достаточной мере будут развиты способность к рациональной организации деятельности, к сотрудничеству.
-
Программа будет востребована детьми, родителями и другими педагогами.