Психолог и я: наша деятельность
Неделя психологии в детском саду: «ПОЧЕМУ ОБЛАКА ПРЕВРАЩАЮТСЯ В ТУЧИ»
В первую неделю декабря в нашем детском саду проводилась неделя психологии, которая была посвящена развитию эмоциональной сферы детей и называлась «Почему облака превращаются в тучи».
Эмоциональное развитие — это процесс формирования умения откликаться на явления окружающего мира, контролировать свои чувства и управлять их проявлениями. В общем понимании в дошкольном возрасте выделяют следующие особенности эмоционального развития. Ребенок учится социальным способам выражения своих чувств, чему способствует расширение сферы его общения: родители — родственники — соседские дети — коллектив детского сада.
В рамках этой недели в соответсвии с заявленой темой были проведены в группах игровые тренинги, консультации для педагогов, предложены совместные игры для родителей и детей.

_
Что такое аутизм?

Всемирный день распространения информации о проблеме аутизма установлен Генеральной Ассамблеей ООН 18 декабря 2007. Отмечается, начиная с 2008 года, ежегодно 2 апреля.
За поэтичным выражением «дети дождя» скрывается каждодневный подвиг людей, столкнувшихся с диагнозом аутизм. Детей, которые никогда не смогут воспринимать себя частью окружающего их мира, и родителей, для которых каждый день – это череда сражений и побед. Сначала — борьба с самим собой, принятие и осознание того, что их ребенок никогда не вылечится, а затем борьба с болезнью за каждый жест, каждую улыбку, каждый взгляд и слово ребенка — маленькие, но такие важные победы.
Ученым так и не удается достоверно установить причины заболевания. Известно о генетической предрасположенности: признаки аутизма чаще проявляются у людей, в семье которых уже есть аутист. Беременность у матерей таких детей протекает нормально, да и сами дети часто очень привлекательны внешне – аутизм, как правило, никак не влияет на физическое развитие ребенка.
Ранние признаки аутизма у ребенка
Для этого синдрома характерно 4 основных признака. У детей с этой болезнью они могут определяться в разной степени.
Признаки аутизма у детей следующие:
-
нарушенное социальное взаимодействие;
-
нарушенная коммуникация;
-
стереотипное поведение;
-
ранние симптомы детского аутизма у детей до 3 лет.
Первые признаки детей-аутистов могут выражаться уже в возрасте до 2 лет. Могут проявляться как симптомы легкой формы, когда нарушен контакт глаза-в-глаза, так и более тяжелые, когда он полностью отсутствует. Как правило, аутизм проявляется очень рано – еще до 1 года родители могут его распознать. В первые месяцы такие дети менее подвижны неадекватно реагируют на раздражители извне, у них скудная мимика.
Ребенок не может воспринять целостным образ человека, который пытается с ним общаться. Даже на фото и видео можно распознать, что у такого малыша мимика не отвечает текущей ситуации. Он не улыбается, когда кто-то пытается его веселить, но может смеяться тогда, когда причина этого никому из близких людей не понятна. Лицо такого малыша маскообразное, периодически на нем проявляются гримасы.
Можно ли вылечить аутизм и лечится ли он вообще? К сожалению, не лечится. Как можно помочь ребенку, зависит от каждого индивидуального случая. Медикаментозное лечение назначается только в случае деструктивного поведения маленького пациента. Но, несмотря на то, что недуг не излечим, поправить ситуацию можно. Самое лучшее «лечение» в этом случае – регулярные занятия каждый день и создание наиболее благоприятной среды для аутиста.
______
Психоэмоциональное напряжение у детей

Наблюдая за развитием ребенка нетрудно заметить: способность чувствовать возникает у него раньше, чем способность мыслить. У ребенка часто чувство, как правило, преобладает над разумом. И язык эмоций ребенку понятнее и ближе, чем язык рассуждений. Детские эмоции, помимо высокой восприимчивости, захватывают всю личность. Сильные эмоциональные переживания быстрее вызывают в ребенке стрессовое состояние, способствуют истощению нервной системы. Такое же травмирующее действие оказывает и быстрая смена эмоций, особенно положительных на отрицательные.
Таким образом, ребенок нуждается в эмоциональных переживаниях, и ограничивать его в этом – значит обеднять его жизнь, искажать его характер. Но с другой стороны, сильные переживания истощают, невротизируют ребенка. Его стремление к эмоциональным состояниям подобно влечению мотылька к огню, если вовремя не остановить, он может пострадать.
В дошкольном возрасте ребёнок уже имеет относительно богатый эмоциональный опыт. А именно эмоциональное развитие ребёнка по многочисленным исследованиям психологов и учёных является основой психического здоровья. Дети обычно довольно живо реагируют на радостные и печальные события, легко проникаются настроением окружающих их людей. Выражение эмоций носит непосредственный характер, они бурно проявляются в его мимике, словах, движениях, в старшем дошкольном возрасте, чем больше впечатлений, тем более дифференцированы эмоциональные переживания. Дети дошкольного возраста, имеющие нарушения речи, как правило, отличаются неустойчивостью эмоциональных проявлений, им трудно их контролировать.
Некоторые дети со слабой нервной системой могут невротизироваться от того, что их психофизические и соматические реакции отстают от реакций сверстников.
Почему дети плохо себя ведут?
Дети и взрослые – это два мира, которые далеко не всегда понимают друг друга. Случается, дети ведут себя плохо. Почему? Плохое поведение ребёнка любого возраста – это реакция на что-то. На что? Плохому поведению детей есть причины. Вот некоторые из них:
Четыре основных причины серьезных
нарушений поведения детей
Первая – борьба за внимание.
Если ребенок не получает нужного количества внимания, которое ему так необходимо для нормального развития и эмоционального благополучия, то он находит свой способ его получить: непослушание.
Родители то и дело отрываются от своих дел, сыплют замечания… Нельзя сказать, что это уж очень приятно, но внимание все-таки получено. Лучше такое, чем никакого.
Вторая причина – борьба за самоутверждение против чрезмерной родительской власти и опеки.
Знаменитое требование «я сам» двухлетнего малыша сохраняется в течение всего детства. Дети очень чувствительны к ущемлению этого стремления. Но им ставится особенно трудно, когда родители общаются с ними, в основном, в форме указаний, замечаний, опасений. Родители считают, что приучать детей к порядку.
Это необходимо, но весь вопрос в том, как это делать. Если замечания и советы слишком часты, приказы и критика слишком резки, а опасения слишком преувеличены, то ребенок начинает восставать. Смысл такого поведения для ребенка – отстоять право самому решать свои дела, и вообще, показать, что он личность.
Третья причина – желание отомстить.
Дети часто бывают обижены на родителей. Причины могут быть очень разные: родители более внимательны к младшему; мать разошлась с отцом; родители постоянно ссорятся…
И снова в глубине души ребенок переживает и даже страдает, а на поверхности – все те же протесты, непослушание, неуспеваемость в школе.
Смысл «плохого» поведения в этом случае можно выразить так: «Вы сделали мне плохо – пусть и вам будет тоже плохо!».
Четвертая причина – потеря веры в собственный успех.
Может случиться, что ребенок переживает свое неблагополучие в какой-то одной области жизни, а неудачи у него возникают совсем в другой. Например, у ребенка могут не сложиться отношения в классе, а следствием будет запущенная учеба.
Подобное «смещение неблагополучия» происходит из-за низкой самооценки ребенка. Накопив горький опыт неудач и критики в свой адрес, он вообще теряет уверенность в себе. Он приходит к выводу: «Нечего стараться, все равно ничего не получится». Это – в душе, а внешним поведением он показывает: «Мне все равно», «И пусть плохой», «И буду плохой!».
_
За ширмой не спрятаться!
Задача современного образования — обеспечить качество и доступность образовательных услуг для всех категорий детей.
В своей работе мы сталкиваемся с тем, что у большинства детей с ОВЗ наблюдаются нарушения в развитии эмоционально-волевой сферы. А формирование эмоций является одним из условий становления личности ребенка.
Л. С. Выготский подчёркивал, что эмоциональная сторона личности имеет не менее важное значение, чем другие стороны, и составляет предмет и заботу воспитания в такой же мере, как ум и воля.
Типичные симптомы эмоциональных нарушений, которые могут быть у детей с особыми образовательными потребностями:
‒ незрелость эмоционально-волевой деятельности;
‒ инфантилизм, эмоциональная неустойчивость;
‒ нарушение самоконтроля;
‒ трудности приспособления к детскому коллективу.
‒ учить детей понимать и осознавать свои чувства, а также эмоциональные состояния и переживания окружающих их людей, адекватно и безопасно выражать свои чувства.
— формировать навыки снятия эмоционального напряжения;
‒ формировать переживания эмпатийного характера (сострадание, сочувствие, сопереживание);
‒ формировать простейшие способы разрешения конфликтных ситуаций;
‒ способствовать развитию произвольной регуляции эмоционального состояния детей.
И так как игра является ведущим видом деятельности дошкольника и представляет основу его развития, то в системе творческих игр особое место занимает театрализованная игровая деятельность. Театрализованные игры помогают:
‒ развивать и обогащать эмоционально-чувственный опыт ребенка.
‒ Развивают познавательную сферу и коммуникативные навыки у детей.
‒ Способствуют раскрепощению и самовыражению личности ребенка.
Для развития эмоционального мира ребенка можно использовать некоторые игры и упражнения:
_
Он не внимательный!
Часто от родителей или педагогов можно услышать, что тот или иной ребенок не внимательный: «Он отвлекается каждую минуту», «Он не может сосредоточиться», «Ему ничего не интересно»!
Так что же такое внимание и зачем оно нужно. Внимание — это один из базовых познавательных процессов человека. Избирательная направленность восприятия на тот или иной объект, повышенный интерес к объекту с целью получения каких-либо данных. Если говорить понятным языком, внимание — это «штурвал», который направляет наше познание к тому или иному знанию. Таким образом, человек как капитан парохода может управлять своим познанием с помощью внимания — «штурвала». Но капитанами не рождаются, капитанами становятся! И мало какой ребенок с рождения может управлять своим познанием с помощью «штурвала». Как правило, детский кораблик познания не слушается никакого руля, и плывет куда дует ветерок. А ветерок в нашей метафоре — это интерес. Вот и получается, где ребенку интереснее, туда его внимание и направляется. Малышу интереснее, где шумят ребята, а не там где надо рисовать в тетрадке какие то палочки, там где что то упало и звенит, а не там где воспитатель рассказывает как правильно переходить дорогу. И это правильно, это говорит о том, что ребенок развивается нормально! И задача взрослого сделать так, что б рисовать палочки стало самым интересным занятием на этот момент, потому что это и не палочки ни какие, а настоящие ступеньки лестницы, по которой отважный рыцарь поднимется к огнедышащему дракону!
Обычно, только к шести годам ребенок может научиться усилием воли направлять свое внимание на тот, объект, который ему менее интересен. Но это умение может развиться и к более позднему возрасту, что зависит от различных факторов (темперамент, особенности восприятия и пр.) Существует множество интересных и разнообразных игр обучающих управлению пароходом познания.
Самооценка ребенка
Ребенок растет, меняется и так же меняются его представления о себе, его образе Я. К шести годам развитие и усложнение этих образований создает благоприятные условия для развития рефлексии — способности осознавать и отдавать себе отчет в своих целях, полученных результатах, способах их достижения, переживаниях, чувствах и побуждениях. Самооценка у детей как правило устойчивая, возможно ее завышение, реже занижение. дети более объективно оценивают результат деятельности, чем поведения.
ребенок с заниженной самооценкой как правило послушен, ведет себя тихо, он не хочет привлекать к себе внимание, его постоянно беспокоит, что о нем могут подумать, поэтому он может казаться образцом хорошего поведения. Однако эта неуверенность мешает ребенку общаться со сверстниками и взрослыми, это часто приводит к отказу от активности и развития своих способностей.
_
Детские страхи.
Детские страхи, это один из самых распространенных вопросов, которые волнуют взрослых. Внезапно, обычно спокойный и уверенный ребенок, начинает боятся темноты, грязи, призраков, воды… да чего угодно. Вроде бы и нет видимых причин, ситуаций, которые привели к состоянию страха. Но когда ребенок чего то боится — это серьезно. Очень важно в такой ситуации не обесценивать детские страхи, не говорить «… да что за ерунду ты придумал», «… нет там никого под кроватью», «… ты такой большой, а боишься ка маленький».
В возрасте 3- 7 лет чаще всего возникают сказочные страхи (страхи чего то мистического). У ребенка сильно развито воображение. Ему может что то померещится, но эти страхи не имеют реальной основы. Ребенок может придумать образы того, чего он никогда не видел и не слышал.
Как помочь ребенку справится со страхами смотрите тут Детские страхи
Гиперактивный ребенок. Особенности взаимодействия.
Сегодня, 27 марта в нашем саду прошел семинар для педагогов. Посчитали нужным поднять, освежить, тему гиперактивности. Конечно практически каждый педагог в своей практике сталкивался с активными, непоседливыми, шумными, неусидчивыми детками. На семинаре поделились с коллегами практической информацией о способах взаимодействия, о играх, которые помогают таким деткам развивать внимание и усидчивость. Попробовали освоить несложную технику оригами, которая отлично способствует развитию усидчивости, внимания, мышления и воображения, поиграли в некоторые подвижные игры.
Интеллектуальная игра для дошкольников «Почемучки — знайки»
13 марта в нашем саду проходил отборочный этап. В нем приняли участие четыре команды из каждой подготовительной группы детского сада: «Мудрая сова», «Апельсин», «Знайки» и «Золотой ключик». Ребята отвечали на сложные вопросы, решали логические задачи и распутывали схемы. Все ребята справились!
А 15 марта команда нашего детского сада «Искатели» поехала в 119 детский сад соревноваться уже с командами из других садов города Калининграда. В этом году наш детский сад представляли: Лиза, Максим, Саша, Матвей и Ваня. Ребята показали отличный результат! Мы вами гордимся!
Игровой тренинг: Я+ТЫ=МЫ
Сплочение детского коллектива является одной из важнейших задач педагога, работающего с группой детей.
На нашем психолого — педагогическом игровом тренинге для педагогов ни у кого не возникло сомнений, что сплоченный детский коллектив выгодно отличается от разобщенного. Несколько игр и упражнений направленных на сплочение, педагоги нашего детского сада смогли попробовать на себе. Надеюсь, что полученные инструменты педагогического воздействия, найдут свое применение у каждого присутствующего в его деятельности.
_____________
Проект «Медиатека наших эмоций»
В канун Нового года подошел к завершению наш проект с группой «Бабочки» — «Медиатека наших эмоций». Результатом совместного творчества стал полноценный мультфильм «Новогодние чудеса».
Несколько месяцев мы работали над его созданием, рисовали иллюстрации, готовили текст, снимали сцены и озвучивали их. Не малую роль сыграла и подготовительная работа — мы с ребятами основательно изучили теоретическую базу, что такое эмоции, как их грамотно выражать, как можно проявить эмоциональный негатив и позитив. И в процессе создания нашего мультфильма, как раз и появилась прекрасная возможность попробовать проявить полученные знания — говорить о своих переживаниях, злиться, сочувствовать, обижаться и прощать, открыто радоваться и делиться этими чувствами и эмоциями. Ребята попробовали новые эмоции, новые способы их проявления будучи в роли героев мультфильма, но я уверенна, сняв с себя маски, этот опыт они оставят себе!
______________
Наш мультфильм «НОВОГОДНИЕ ЧУДЕСА» можно посмотреть по ссылке на моей странице в социальной сети.
____________________
___________________________________________________________________
Родительский клуб: поиграй со мною мама
И вот состоялась вторая встреча нашего родительского клуба «Дошколенок». Тема этой встречи раскрывает понятия игра и игровое взаимодействие. На этой встречи родители со своими детками смогли поиграть вместе, не рядом, не в одну игру, а попробовать быть единым целым в игре, взаимодействовать как можно ближе и плотнее. И возможности сенсорной комнаты нам помогли воплотить наши идеи в жизнь.

________________________________________________________
Готовность к школе
В октябре 2017 года мы начали проводить в подготовительных группах диагностику готовности к школьному обучению.
Понятие школьная готовность сложное, оно состоит из социальной готовности, мотивационной готовности, интеллектуальной готовности. Это значит, что ребенок хочет учиться, может учиться и понимает как это делать.
Участие ребенка в психологическая диагностике в детском саду проходит только с согласия родителей (ФГОС ДО п.3.2.3).
Диагностика школьной готовности проходит в несколько этапов, может проводится как индивидуально, так и в малых группах. Выявляется уровень зрелости психических процессов: внимания, памяти, мышления, восприятия и воображения, степень развития произвольности, мелкой моторики. Проводится беседа с ребенком на определения сформированности общих представлений, знает ли он свой адрес, дату рождения, ориентируется ли во временах года и днях недели и т.п. Так же педагог — психолог во время беседы определяет мотивационную готовность к школе. Часто дети хотят идти в школу только для того, что там не надо спать днем и что б уже показать всему миру свой красивый портфель. И в таком случае, школа очень быстро может разонравится первокласснику.
Год, который проводит ребенок в подготовительной группе детского сада очень насыщенный. Физиологически у ребенка происходят много изменений, он быстро растет, меняются интересы, проявляет себя кризис семи лет, ведущий вид деятельности — игра переходит в новую форму, и малышу очень сложно правильно настроится на обучение в школе, поэтому наша задача (родителей и педагогов) ему в этом помочь.
Родительский клуб
Начало учебного года для педагогов — психологов всегда связано с периодом адаптации в младших группах. В связи с этим, мы запустили новый проект — родительский клуб «Дошколенок», в котором родители могут узнать для себя новую информацию, поделится своими переживаниями и просто приятно провести время. Первая встреча прошла сегодня, 21 сентября, тема заседания была «Адаптация ребенка к условиям детского сада».

